В новом 2019-2020 учебном году мы продолжаем работу по программе «Исследовательский проект», участниками которой являются дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Главной задачей программы является создание такой атмосферы на учебном занятии, когда каждый ребенок может проявить свои способности и возможности, прожить ситуацию личного успеха. Для более успешной реализации программы педагогами и методистами было разработано два образовательных маршрута: групповой - для детей 5-6 лет и индивидуальный для учащихся 7-9 лет.
Содержание первого (группового) маршрута
ориентировано на формирование навыков исследовательского поведения. Здесь дети в
течение двух лет в игровой форме учатся
наблюдать, рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные
связи, приобретают первые практические навыки опытно-экспериментальной
деятельности. Еще одной отличительной особенностью образовательного маршрута
является его ориентация на групповые формы работы, что способствует снижению
уровня тревожности детей и повышению их познавательной мотивации.
Главное, что приобретают дети на занятиях
по групповому маршруту - это умение учиться. С первых же занятий педагог
создает ситуации, где детям приходится думать, рассуждать, анализировать,
выдвигать всевозможные предположения (простейший вариант построения гипотез),
проверять свои предположения опытным путем, делать выводы.
Следующая задача – научить детей
наблюдать, ведь именно с помощью наблюдения и анализа увиденного можно найти
ответы на большинство интересующих детей вопросов. Услышать от взрослого ответ
на свой вопрос и самому увидеть, понять и сделать выводы – это совершенно
разные знания. Первое знание быстро забудется. Второе знание, пропущенное через
себя, останется с ребенком на всю жизнь.
На занятиях по программе дети в игровой
форме учатся находить причинно-следственные связи и создавать мысленные
эксперименты в рамках тем «Учимся выдвигать гипотезы» и «Учимся видеть
проблемы». Дети учатся видеть мир не только со своей точки зрения, но и с позиций
других участников учебно-игровых ситуаций.
В лаборатории опытов, руководителем которой является «профессор
Стёпочкин», дети получают опыт сопричастности к исследовательской деятельности.
Учащимся предлагается проведение самых простых опытов, для выполнения которых
необходим непосредственный контакт с объектами
неживой природы. Предлагаемый объект
можно изучить опытным путем, потрогать руками, если можно попробовать на
вкус.
Индивидуальный образовательный маршрут «Я-
исследователь» ориентирован на выполнение (совместно с педагогом и родителями)
собственной исследовательской работы и презентацию полученных результатов на
учебно-исследовательских конференциях разного уровня, на проведение ряда
экспериментальных и лабораторных работ, на анализ и фиксацию своих результатов
в дневнике юного исследователя.
В настоящее время учащиеся данного
образовательного маршрута под руководством педагогов и при поддержке родителей
определяются с выбором темы будущей исследовательской работы, планируют свою
деятельность, решают исследовательские задачи, наблюдают и экспериментируют.
Если у вас возникли вопросы, обращайтесь к материалам
блога «Исследование и проект». Здесь вы сможете найти ответы на многие
интересующие вас вопросы по организации деятельности своей исследовательской
работы.
Желаем всем успеха в освоении данной программы, ждем
интересных встреч и выступлений на конференциях!
Подготовила: Денежкина Татьяна Николаевна