Родителям

Рекомендации для педагогов и родителей по проведению опытов в домашних условиях
Для закрепления исследовательских навыков  опыты с водой можно повторить в домашних условиях, можно добавить и другие опыты, которые не проводились в лаборатории.
·        Растворяется, не растворяется. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые не растворяются. В один стакан с водой опустить песок, в другой – сахарный песок и понаблюдать, что произойдет, какое вещество растворится, а какое нет.
·        Вода бывает холодной, теплой, горячей. Три сосуда с водой: в одном холодная вода, в другом – теплая, в третьем – горячая. Дать потрогать рукой, можно задать вопрос «Что ты ощущаешь?». Ребенок должен передать свои ощущения словами.
Рассказать ребенку, что в реках, озерах и морях вода разной температуры. Есть теплые моря, а есть холодные. Где больше разных растений и животных – в теплых или холодных морях. На планете Земля есть такие необычные места, где из-под земли бьет горячая вода, это гейзеры. От них как от чайника идет пар. Купаться в такой воде полезно для здоровья. Рядом с гейзерами строятся специальные купальни.
·        Выталкивание воды. Убедиться, что при опускании предмета в воду ее уровень повышается. Налить в стакан воды ниже кромки. Дать ребенку несколько мелких камушек, которые он будет по одному кидать в воду, пока та не достигнет кромки и не начнет переливаться через край.
·        Таяние снега. Показать, что снег тает от любого источника тепла и становится водой.
·        Невидимые чернила. Смешать равные объемы воды и лимонного сока. Обмакнуть в смесь ватную палочку и написать или нарисовать ею что-либо на листе бумаги. Дать бумаге просохнуть, после чего ее подержать над горящей лампочкой накаливания. От тепла чернила проявятся.
·        Плавающее яйцо. Если опустить в стакан с водой сырое яйцо, то оно утонет. Но если в воду предварительно всыпать несколько ложек соли и хорошо перемешать, то в полученном соляном растворе яйцо будет плавать. Ведь, соленая вода плотнее пресной, поэтому и плавать в море проще, чем в реке.
·        Всасывание воды. Поставить в подкрашенную акварельными красками воду цветок и понаблюдать, как измениться его окрас. Ребенку нужно рассказать, что в стебле есть малюсенькие трубочки, всасывающие воду и отдающие ее цветку. Это явление называется осмосом.
·        Предметы, впитывающие воду и не впитывающие воду. Разложить перед ребенком разные предметы(х\б салфетку, пластмассовую игрушку, полиэтиленовый пакет, шерстяную варежку, бумага, бумажная салфетка и т.д.). Можно детям задать вопрос: «Как ты думаешь, какие предметы впитывают воду, а какие нет?». Затем проверить свои предположения.
После каждого проведенного опыта рекомендуется задавать вопросы на закрепление материала по теме: «Как ты думаешь, почему получилось так…», «Что нового ты узнал сегодня …», «Почему одни предметы тонут в воде, другие нет…», «Почему одни предметы впитывают воду, другие нет…», «Почему надо пить чистую и оптимизированную воду…», «Какая вода нужна нашему организму…»



Анкета для родителей
1.      Как Вы думаете, в Вашем ребенке проявляется исследовательская активность? Если да, то в чем именно?
2.      С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (вода, песок, мыло, бумага и т.д.)
3.      Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
4.      Часто ли Ваш ребенок задает вопросы, какие именно?
5.      Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?
6.      Присутствуют ли в речи вопросы – цепочки ( за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме).

Спасибо за сотрудничество!


Рекомендации для родителей -2
Тема: Зимующие птицы
Цель: знакомство детей дошкольного возраста с зимующими птицами
Задачи:
·        Привлечь внимание детей к зимующим птицам
·        Рассказать, как люди помогают выжить птицам зимой
·        Провести наблюдения за птицами в своем дворе
·        Учить проявлять заботу о птицах в холодное время года.
·        Сделать зарисовки в дневнике юного исследователя
Опыты и наблюдения за жизнью птиц:
1.      Организуйте совместное наблюдение за птицами . Недалеко от жилища человека можно увидеть воробьев. Иногда они сидят молча на ветках. Они всегда рядом с человеком. Какие птицы прилетают? Как они называются? (воробьи, снегири, синички). Чем они питаются зимой?  Что положить в кормушку? (зерно, семена, крошки хлеба). Часто прилетает сорока, белая птица с черным хвостом. Понаблюдайте за ней. Как она ест? Где ее можно увидеть? Чем питается?
2.      Наблюдения за синичками. Веселые, шустрые, прыгают и достают насекомых из-под коры. Понаблюдайте за их поведением, послушайте их щебетание и пение. Опишите синичку, какого она цвета, какого размера, как она себя ведет, что любит есть?
3.      Елку после Нового года не выбрасывайте, а воткните в снег во дворе дома. Можно повесить корм для разных птичек и понаблюдайте: какие птицы прилетают? (ягоды – для снегирей; репейник – для щеглов; злаки для воробьев; кусочки сала – для синичек). Дома в ящике можно посеять овес или др. зерно, прорастить его и подкармливать витаминами птиц.
4.      Чаще рассказывайте детям о птицах, чтобы ребенок учился проявлять заботу о птицах. Понаблюдайте за птицами зимой и попробуйте составить рассказ или сочинить стихотворение о птицах.

Инструкции для родителей по организации опытов с природными материалами

Содержание эксперимента: знакомство детей со свойствами природных материалов: почвы, глины, песка, соли. Проведение различных опытов с природными материалами, фиксация результатов опыта в дневнике юного исследователя.
·        Исследование свойств природных материалов и их происхождение;
·        Взаимодействие природных материалов с водой;
·        Исследование поверхности природного материала методом отпечатка;
·        Исследование свойств почвы;
·        Взаимодействие почвы с водой;
·        Сухая и мокрая почва;
·        Глинистая и песчаная почва;
·        Игра «Туристы в лесу».

Опыт 1. Какие материалы имеют природное происхождение? Почему этот материал называют природным?
На столе разложить разные предметы: кусочки дерева, бусы из ягод (можно сушеные), орехи, печенье, пуговицы, монеты, деревянная ложка, пластмассовая ложка. Попросить ребенка собрать все предметы, изготовленные из природного материала и положить их с левой стороны стола. Собрать предметы, изготовленные из искусственных материалов и сложить их с правой стороны стола.

Опыт 2. Исследовать взаимодействие природных материалов с водой.
Насыпать в тазик с водой песок и размешать его ложкой. Что с ним произошло?. Он растворился? Песок тонет или плавает? То же самое проделать с солью, камушками, желудями, веточками, семечками и ракушками. Зафиксируйте результаты в дневнике юного исследователя.

Опыт 3. Исследовать взаимодействие песка и глины с водой.
Полить водой сначала песок, а затем глину. Через какой материал вода просачивается быстрее? Как меняется цвет и другие свойства песка. Происходят какие-либо изменения с глиной? Что можно слепить из мокрого песка и глины?

Опыт 4. Узнать состав почвы.
Насыпать на бумагу немного почвы и рассмотреть ее через лупу. Из чего она состоит? Определить ее цвет и запах. Растереть комочек земли и найти остатки растений. Положить в стакан с водой ложку почвы и размешать. Что произошло с почвой?  Где в стакане она оказалась? (часть почвы осядет на дно, а часть останется на поверхности).

Опыт 5. Сравнить взаимодействие с водой примятой и разрыхленной почвы.
Разложить почву по тазикам. В одном тазу примять почву как можно сильнее, а в другом разрыхлить ее ложкой. Почему разрыхленная почва занимает больше места, чем примятая? (Ответ: в ней много воздуха). Полить почву в обоих тазиках, в каком из них вода просачивается через почву быстрее? Для хорошего роста растениям нужен воздух и вода. В какой почве растения чувствуют себя лучше? Почему там, где протоптана тропинка, трава почти не растет?

Опыт 6. Сравнить сухую и мокрую почву.
Подготовить два стаканчика с почвой. В один из них налить воды. Сравнить почву в обоих стаканах. Как изменился цвет мокрой почвы, ее сыпучесть, липкость.

Опыт 7. Сравнить глинистую и песчаную почву.
В одной миске тщательно перемешать почву с песком, а в другой – с глиной. Полить почву в обеих мисках из лейки. Сравнить получившиеся смеси по цвету и липкости.

Опыт 8. Сравнить результаты посадок луковиц в почву, глину и песок.
Подготовить три горшка: с почвой, песком и глиной. Посадить в каждый горшок по луковице. Через неделю проверить в каком горшке луковица выросла лучше?

Игра «Туристы в лесу»
Цель: научиться бережно относиться к природе.
Описание: поиграем в туристов! Туристы решили устроить привал, чтобы отдохнуть и поесть. Возьмите таз с почвой. Земля в лесу усыпана листьями, поэтому положите на почву листья. Теперь надо расчистить место для костра. Представьте, что мы разжигаем огонь (дети вырезают из красной цветной бумаги огонь и располагают его на месте для костра). Приступаем к приготовлению еды (дети придумывают меню). Едим! (Дети достают одноразовую посуду). А теперь пора в путь! Как потушить костер? Заливаем костер водой, засыпаем песком. А куда кладем мусор? Конечно в пакет!
Костер потушен правильно, а мусор собран в пакет и увезли с собой. Давайте придумаем и нарисуем плакат для других туристов  «Мусорить нельзя» и поместим его в дневник юного исследователя.пробуйте написать небольшой рассказ или стихотворение о птицах. Подберите загадки о птицах, рассказы детских писателей. Нарисуйте некоторых из них. Заполните соответствующие странички в дневнике юного исследователя.



Комментариев нет:

Отправить комментарий