Рекомендации
для педагогов и родителей по проведению опытов в домашних условиях
Для закрепления исследовательских навыков опыты с водой можно повторить в домашних
условиях, можно добавить и другие опыты, которые не проводились в лаборатории.
·
Растворяется, не растворяется. В воде
некоторые вещества растворяются, а некоторые не растворяются. В один стакан с
водой опустить песок, в другой – сахарный песок и понаблюдать, что произойдет,
какое вещество растворится, а какое нет.
·
Вода бывает холодной, теплой, горячей.
Три сосуда с водой: в одном холодная вода, в другом – теплая, в третьем –
горячая. Дать потрогать рукой, можно задать вопрос «Что ты ощущаешь?». Ребенок
должен передать свои ощущения словами.
Рассказать
ребенку, что в реках, озерах и морях вода разной температуры. Есть теплые моря,
а есть холодные. Где больше разных растений и животных – в теплых или холодных
морях. На планете Земля есть такие необычные места, где из-под земли бьет
горячая вода, это гейзеры. От них как от чайника идет пар. Купаться в такой
воде полезно для здоровья. Рядом с гейзерами строятся специальные купальни.
·
Выталкивание воды. Убедиться, что при
опускании предмета в воду ее уровень повышается. Налить в стакан воды ниже
кромки. Дать ребенку несколько мелких камушек, которые он будет по одному
кидать в воду, пока та не достигнет кромки и не начнет переливаться через край.
·
Таяние снега. Показать, что снег тает от
любого источника тепла и становится водой.
·
Невидимые чернила. Смешать равные объемы
воды и лимонного сока. Обмакнуть в смесь ватную палочку и написать или
нарисовать ею что-либо на листе бумаги. Дать бумаге просохнуть, после чего ее
подержать над горящей лампочкой накаливания. От тепла чернила проявятся.
·
Плавающее яйцо. Если опустить в стакан с
водой сырое яйцо, то оно утонет. Но если в воду предварительно всыпать
несколько ложек соли и хорошо перемешать, то в полученном соляном растворе яйцо
будет плавать. Ведь, соленая вода плотнее пресной, поэтому и плавать в море
проще, чем в реке.
·
Всасывание воды. Поставить в
подкрашенную акварельными красками воду цветок и понаблюдать, как измениться
его окрас. Ребенку нужно рассказать, что в стебле есть малюсенькие трубочки,
всасывающие воду и отдающие ее цветку. Это явление называется осмосом.
·
Предметы, впитывающие воду и не
впитывающие воду. Разложить перед ребенком разные предметы(х\б салфетку,
пластмассовую игрушку, полиэтиленовый пакет, шерстяную варежку, бумага,
бумажная салфетка и т.д.). Можно детям задать вопрос: «Как ты думаешь, какие
предметы впитывают воду, а какие нет?». Затем проверить свои предположения.
После каждого
проведенного опыта рекомендуется задавать вопросы на закрепление материала по
теме: «Как ты думаешь, почему получилось так…», «Что нового ты узнал сегодня
…», «Почему одни предметы тонут в воде, другие нет…», «Почему одни предметы
впитывают воду, другие нет…», «Почему надо пить чистую и оптимизированную
воду…», «Какая вода нужна нашему организму…»
Анкета
для родителей
1. Как
Вы думаете, в Вашем ребенке проявляется исследовательская активность? Если да,
то в чем именно?
2. С
какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (вода,
песок, мыло, бумага и т.д.)
3. Какое
участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
4. Часто
ли Ваш ребенок задает вопросы, какие именно?
5. Дожидается
ли ответа на поставленный вопрос?
6. Присутствуют
ли в речи вопросы – цепочки ( за одним вопросом следует другой, возможно
третий, относящийся к одной теме).
Спасибо за сотрудничество!
Рекомендации для
родителей -2
Тема: Зимующие птицы
Цель: знакомство детей
дошкольного возраста с зимующими птицами
Задачи:
·
Привлечь внимание детей к зимующим
птицам
·
Рассказать, как люди помогают выжить
птицам зимой
·
Провести наблюдения за птицами в своем
дворе
·
Учить проявлять заботу о птицах в
холодное время года.
·
Сделать зарисовки в дневнике юного
исследователя
Опыты и наблюдения за
жизнью птиц:
1.
Организуйте совместное наблюдение за
птицами . Недалеко от жилища человека можно увидеть воробьев. Иногда они сидят
молча на ветках. Они всегда рядом с человеком. Какие птицы прилетают? Как они
называются? (воробьи, снегири, синички). Чем они питаются зимой? Что положить в кормушку? (зерно, семена,
крошки хлеба). Часто прилетает сорока, белая птица с черным хвостом.
Понаблюдайте за ней. Как она ест? Где ее можно увидеть? Чем питается?
2.
Наблюдения за синичками. Веселые,
шустрые, прыгают и достают насекомых из-под коры. Понаблюдайте за их поведением,
послушайте их щебетание и пение. Опишите синичку, какого она цвета, какого
размера, как она себя ведет, что любит есть?
3.
Елку после Нового года не выбрасывайте,
а воткните в снег во дворе дома. Можно повесить корм для разных птичек и
понаблюдайте: какие птицы прилетают? (ягоды – для снегирей; репейник – для щеглов;
злаки для воробьев; кусочки сала – для синичек). Дома в ящике можно посеять
овес или др. зерно, прорастить его и подкармливать витаминами птиц.
4.
Чаще рассказывайте детям о птицах, чтобы
ребенок учился проявлять заботу о птицах. Понаблюдайте за птицами зимой и
попробуйте составить рассказ или сочинить стихотворение о птицах.
Инструкции для родителей по организации опытов с природными материалами
Костер потушен правильно, а мусор собран в пакет и увезли с
собой. Давайте придумаем и нарисуем плакат для других туристов «Мусорить нельзя» и поместим его в дневник
юного исследователя.пробуйте написать небольшой рассказ или стихотворение о птицах. Подберите
загадки о птицах, рассказы детских писателей. Нарисуйте некоторых из них.
Заполните соответствующие странички в дневнике юного исследователя.
Инструкции для родителей по организации опытов с природными материалами
Содержание эксперимента:
знакомство детей со свойствами природных материалов: почвы, глины, песка, соли.
Проведение различных опытов с природными материалами, фиксация результатов
опыта в дневнике юного исследователя.
·
Исследование свойств природных материалов и их
происхождение;
·
Взаимодействие природных материалов с водой;
·
Исследование поверхности природного материала
методом отпечатка;
·
Исследование свойств почвы;
·
Взаимодействие почвы с водой;
·
Сухая и мокрая почва;
·
Глинистая и песчаная почва;
·
Игра «Туристы в лесу».
Опыт 1. Какие материалы имеют природное происхождение? Почему этот
материал называют природным?
На столе разложить разные
предметы: кусочки дерева, бусы из ягод (можно сушеные), орехи, печенье,
пуговицы, монеты, деревянная ложка, пластмассовая ложка. Попросить ребенка собрать
все предметы, изготовленные из природного материала и положить их с левой
стороны стола. Собрать предметы, изготовленные из искусственных материалов и
сложить их с правой стороны стола.
Опыт 2. Исследовать взаимодействие природных материалов с водой.
Насыпать в тазик с водой песок и
размешать его ложкой. Что с ним произошло?. Он растворился? Песок тонет или
плавает? То же самое проделать с солью, камушками, желудями, веточками,
семечками и ракушками. Зафиксируйте результаты в дневнике юного исследователя.
Опыт 3. Исследовать взаимодействие песка и глины с водой.
Полить водой сначала песок, а
затем глину. Через какой материал вода просачивается быстрее? Как меняется цвет
и другие свойства песка. Происходят какие-либо изменения с глиной? Что можно
слепить из мокрого песка и глины?
Опыт 4. Узнать состав почвы.
Насыпать на бумагу немного почвы
и рассмотреть ее через лупу. Из чего она состоит? Определить ее цвет и запах.
Растереть комочек земли и найти остатки растений. Положить в стакан с водой
ложку почвы и размешать. Что произошло с почвой? Где в стакане она оказалась? (часть почвы
осядет на дно, а часть останется на поверхности).
Опыт 5. Сравнить взаимодействие с водой примятой и разрыхленной
почвы.
Разложить почву по тазикам. В
одном тазу примять почву как можно сильнее, а в другом разрыхлить ее ложкой.
Почему разрыхленная почва занимает больше места, чем примятая? (Ответ: в ней
много воздуха). Полить почву в обоих тазиках, в каком из них вода просачивается
через почву быстрее? Для хорошего роста растениям нужен воздух и вода. В какой
почве растения чувствуют себя лучше? Почему там, где протоптана тропинка, трава
почти не растет?
Опыт 6. Сравнить сухую и мокрую почву.
Подготовить два стаканчика с
почвой. В один из них налить воды. Сравнить почву в обоих стаканах. Как
изменился цвет мокрой почвы, ее сыпучесть, липкость.
Опыт 7. Сравнить глинистую и песчаную почву.
В одной миске тщательно
перемешать почву с песком, а в другой – с глиной. Полить почву в обеих мисках
из лейки. Сравнить получившиеся смеси по цвету и липкости.
Опыт 8. Сравнить результаты посадок луковиц в почву, глину и песок.
Подготовить три горшка: с почвой,
песком и глиной. Посадить в каждый горшок по луковице. Через неделю проверить в
каком горшке луковица выросла лучше?
Игра «Туристы в лесу»
Цель: научиться бережно
относиться к природе.
Описание: поиграем в туристов! Туристы решили устроить
привал, чтобы отдохнуть и поесть. Возьмите таз с почвой. Земля в лесу усыпана
листьями, поэтому положите на почву листья. Теперь надо расчистить место для
костра. Представьте, что мы разжигаем огонь (дети вырезают из красной цветной
бумаги огонь и располагают его на месте для костра). Приступаем к приготовлению
еды (дети придумывают меню). Едим! (Дети достают одноразовую посуду). А теперь
пора в путь! Как потушить костер? Заливаем костер водой, засыпаем песком. А
куда кладем мусор? Конечно в пакет!
Комментариев нет:
Отправить комментарий