Как провести исследование

Подготовка и проведение исследования


Основные этапы исследовательской работы:

·       Выделение проблемы;
 В подготовительный период рекомендуется собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со взрослыми.
С определения проблемы исследования, собственно, и начинается исследование.
- Как будет называться мое исследование?
- Что мне интересно больше всего?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?


·       Формулировка вопросов;
В процессе исследовательской деятельности ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- В чем заключатся необходимость моей работы?
- С чего нужно начать?
- Как я это сделаю?
- Почему я это делаю так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать?
- Что должно получиться в результате?

·       Целеполагание (ребенок ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы);
Цель исследования должна выражать намерение исследователя, конечный результат его работы. Она  должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ, доступной для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении. Цель отвечает следующим признакам: полнота содержания, реальность выполнения, определенность во времени, возможность контроля со стороны родителя или педагога.

·       Выдвижение гипотез и решение проблем;
Гипотеза в переводе с древнегреческого значит “основание, предположение”. Гипотезу исследования можно рассматривать как отправную точку для учебно-исследовательской деятельности, которая определяет основное направление работы учащегося.  Гипотеза исследования может подтвердится или не подтвердится, но, в любом случае, требует теоретического обоснования и опытной проверки для ответа на вопрос «Для чего я хочу провести исследование?»

·       Описание явлений и процессов;
Сбор  фактов требует выполнения некоторых определённых правил:
– Записи наблюдений делаются в специальных журналах или  дневнике сразу после опыта или наблюдения, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Можно пользоваться условными обозначениями (знаки, схемы, таблицы и т.д.)
– Все исследования, по возможности,  можно дополнять вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.
– Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.
– Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

·       Формулировка выводов и умозаключений;

Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы цели – это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах. Выводы и заключения, ребенок может  определить, отвечая на вопросы:
- Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.



·       Презентация работы  (приложения)

Комментариев нет:

Отправить комментарий